ПУБЛИКАЦИИ
Скажи, всю правду, президент!? От «социалистического общага» - к капиталистическому, или о коррупции за семью замками …

 Переход от социалистической экономики к свободным рыночным отношениям, по сути, прошел у нас революционно - на уровне изменения базисных отношений. Но вот надстроечные явления продолжают существовать за статистической реальностью как бы виртуально и разъедают формируемую среду «неуставными отношениями».

Но об этом несколько позже. А пока о том, что беспокоит граждан больше всего:

Базар тревоги нашей

В газетном изложении рыночная тема сегодня выглядит следующим образом. Тенденция роста цен достигает 100-150 процентов практически на все продукты. Если в прошлом году фасоль стоила 2- 2,5 лари, то сегодня цена достигает 4-5 лари, свеклы и моркови -1,5 лари, чеснока- 9-10 лари, болгарского перца - 3 лари, капусты - 60 тетри, грецкого ореха -18 - 20 лари, солений - 3,5 лари, грибов - 4-6 лари. Подорожали подсолнечное масло, мясо и молочные продукты (не говоря уже о гречневой крупе – рекордсменке по росту цен).
На 20-30 процентов повысились цены на предметы гигиены. Причиной этого торговцы называют утроение цен на растаможку. Продавцы отмечают, что с подорожанием продуктов значительно убавилось число покупателей, - пишет одна из газет ….

Итог таков: пенсия в 100 лари, и без того не дотягивающая до статистического прожиточного минимума   процентов на 50-60, в связи с ростом цен трансформировала свою покупательскую способность, в среднем, еще на 30 процентов. Вот и получается, что этот вид соцобеспечения сегодня, в общем- то, приравнивается к докризисным 45 лари. Если  хуже не будет, пенсионерам и другим лицам фиксированного государственного обеспечения предстоит существовать в этом режиме с надеждой лишь на скорое улучшение ситуации.

Как прореагировала на все это власть? В том же «медийном» изложении»: ажиотаж в связи с повышением цен оказался настолько велик, что президент Михаил Саакашвили счел нужным лично отреагировать на возникшее в обществе беспокойство. Глава государства приказал членам правительства "принять экстренные меры" для исправления ситуации. Эти меры обсуждались правительством. Так, Ника Гилаури объявил, что "единственный долгосрочный способ выхода из кризиса состоит в том, чтобы диверсифицировать источники поставок". По словам премьера, правительство уже связалось с Казахстаном, Украиной и США, откуда ожидаются поставки пшеницы».

Они (источники) найдены, спектакль активности завершен, другие толковые предложения пока что не поступали.

Столичная мэрия, которой по закону полагается поддерживать хотя бы малоимущих и заботиться о централизованных завозах продуктов с ценовой скидкой и прочее, хранит пока глубокое молчание. Может, в условиях повышенной секретности под началом инициативного Угулава разрабатывается супердейственная антикризисная программа? Тем более, что сам господин мэр - фигура публичная, работающая согласно телевизионным сюжетам и хлебопеком, и «жнецом, и кузнецом», с непреходящей страстью перерезать ленточки на открытии детских площадок и сквериков местного значения. Надо же!

В то время как российский президент, сдвинув брови, изрек: « Главы регионов обязаны в ежедневном режиме следить за тем, чтобы в магазинах были продукты на любой кошелек». Об этом заявил во вторник президент России Дмитрий Медведев, потребовав разобраться с необоснованным повышением цен на хлеб и крупы.

Трудно сказать, какой оборот примет в последующем вместе с другими мерами там, за бугром, этот державный жест. Но он хотя бы подчеркивает пример  административного восприятия кризисной ситуации, которого не хватает нам по различным историческим и неисторическим причинам, а также в силу зависимости нашего бизнеса преимущественным образом от «парламентского поводка».

Ведь в любой другой нищей стране было бы очень даже неудобно говорить довольно громко и публично о том, что  уже в который раз «в преуспевающем государстве» график снижения подоходных налогов, по новому Налоговому кодексу, решено отсрочить. Это весьма ожидаемое народом событие, вместо поэтапного сокращения налога с 20 до 15%, консервируется, а его сокращение предусмотрено лишь до 18%, да и то начиная с 1 января 2013 года до 1 января 2014 года. Получается, что до 2013 года подоходный налог будет по-прежнему работать в режиме 20%, согласно положению нового закона.

И еще по теме. Новый Налоговый кодекс Грузии, утвержденный недавно парламентом в третьем слушании, войдет в силу с 2011 года

Есть в документе и другие масштабные новации, но неизменными остаются все общенациональные и местные налоги - по существующим видам и ставкам.

Титаническая работа законодателей вместе с Минфином завершена! Хотя, вместе с тем, сколько же лет уйдет на совершенствование   общей законодательной базы страны –полвека или век? При всем том, что путь к совершенству бесконечен, у нас явно что-то плохо получается, и желаемые результаты по многим государственным линиям не просматриваются. Потому очевидно, что любая законодательная работа начинается, зачастую и преимущественно, с оглядкой на «крышующих» не только персоналий бизнеса, но и целые отрасли и действующие производства. Как не вспомнить в этой связи медицинский и лекарственный бизнес! Говорят, по уровню фармацевтических цен мы впереди и просвещенной Европы, и инициативной Северной Америки, а прибыли в этой сфере достигают астрономических цифр, по случаю сезонных заболеваний, вакцинаций с криминальными сюжетами и просто потому, что монополизация отрасли никогда не замечалась и не нарушалась властью. А президент, по долгу службы, то приближается к данной теме в плане борьбы с коррупцией, то поспешно отдаляется от нее. Все зависит от того, какое у него настроение, и какие ветры дуют по направлению Грузии с заокеанской стороны. Иные ветры … его не беспокоят.
Опыт по дележке опытом

Еще в советские времена передача опыта имела достаточно большие традиции и поддержку со стороны вождей. Помните, как грузинский первый секретарь ( любимчик Генсека) распространял ценнейший «абашский опыт» и другие новации из стен Кремлевского дворца съездов, при том, что в стране «без устали» трудились на дорогах бравые «кусочники» - гаишники, в централизованном порядке обирая водителей. Да и торговля как отрасль имела свои социалистические преломления и устоявшиеся традиции. Граждан в Советской Грузии обманывали, обвешивали, обсчитывали, а она все делилась «передовым опытом», получая ордена и поучая братские республики уму-разуму.

Не будьте наивны, как многие «бывшие», и не позволяйте себе думать, что все зарабатываемые «левые» деньги на дорогах и за прилавками оставались в отраслях - тогдашним «дорожным полицейским» или труженикам торговли. Отнюдь! Они, конечно же, имели свою долю, как и проходящие по этой цепочке практически все должностные лица. Но основная сумма концентрировалась в главных ведомствах в качестве «общака» и по указанию самого высокого вельможи направлялась целевым назначением в «центр» - либо для пробивания необходимых льгот и ресурсов, либо для карьерного роста определенной категории чиновников, а также главного лица.

В новых условиях, по правилам новой игры, полагалось об этих «шалостях» просто забыть. Но не тут-то было! Взращенные комсомолом свое дело знают. Да и подсказка старших родственников позволила более младшим погрузиться с головой в тайны   умершей эпохи.

Покойный грузинский миллиардер Бадри Патаркацишвили сделал именно  при «розовых» революционерах сенсационное заявление о том, что бизнес в Грузии облагается неофициальны налогом. Речь шла, если не изменяет память, о   500 миллионах  лари. Но подтвердить эту правду у большинства тогдашних бизнесменов смелости не хватило. Да и в последующем вместе со старым эффективным методом были найдены другие формы выколачивания денег, как то: отпускание задержанных под залог, процессуальные соглашения и т д., направленные острием именно на заработок  казенных «бабок».

Что касается нашего провинциального опыта борьбы с коррупцией, то он, по своему выборочному характеру, конечно же, не отвечает мировым стандартам. И наш президент, призывая мировых коллег из развивающихся стран последовать его примеру в этом плане, явно перегнул палку. Поскольку домашняя коррупция, будем несколько наивны, не понимается, по сути, одинаково как американцами и европейцами, так японцами и новозеландцами. Она, скорее всего, не зарегистрирована в мировой производственной практике. К примеру, приобретая хлеб насущный, вы сохраняете глубокую дремучесть относительно его веса, сорта и т. д. Поскольку сопровождающие ценники - это  всего лишь архаика недотепистой западной цивилизации, а для нас – предметный  фактор, позволяющий жить и получать сверхприбыли тандему «хлебное производство – хлебная торговля» - за счет снижения веса батонов и создания из воруемого сырья не учитываемого масштабного производства (конечно же, без налогообложения). Эта система одинаково продуктивно работала при господах Гамсахурдиа, Шеварднадзе и сейчас, причем достаточно откровенно. Задумывались ли вы над тем, что можно получить, «отщипывая» у фиксированного    производственного веса хлеба всего-то каких- то 150-200 граммов сырого теста? Это резерв, создающий те теневые миллионы, которые оборачиваются подпольно и подпольно заняты «расширенным воспроизводством». Бред? Отнюдь. Так почему же отсутствуют ценники на хлеб? Да потому, что при несоответствии продаваемого товара его весу, выставляемому в сопровождающей документации, открывается явный криминал, за который можно привлечь к серьезной ответственности, не отходя , как говорится, «от кассы». А вот не уточняемый вес хлебного батона и его несоответствие производственным параметрам можно посчитать всего лишь досадной ошибкой. Так и живем уже который год - безо всякого интереса к этой проблеме со стороны тех, кого она касается.

Как не вспомнить в этой связи и активно   развивающуюся систему фасовки сыпучих товаров, приносящую так же солиднейшие барыши, поскольку пакеты с сахаром, крупами и т. д., получившие «одежду» на месте,  не дотягивают до декларированного веса по «экспертным   оценкам», как правило, на 50-100 граммов.

Но и это не все. В стране, побеждающей коррупцию, рынок щедрейшей рукой предлагает товары нижайшего качества, которым просто не место в этом пространстве. К примеру, спички, батарейки, наушники, клеи, лезвия для бритья, пасту и т.д. и т.п. Понятно, никто не будет заниматься поиском «обидчика» и возвратом копеечных товаров. Зато фактор базарной психологии эксплуатируется достаточно предметно теми, кому это выгодно, принося бесконтрольностью и явным попустительством достаточно высокие доходы.

Так вот вопрос главный: может ли в стране - региональном лидере по борьбе с коррупцией - существовать выгодная определенным прослойкам тотальная бесконтрольность? Позволяющая, к слову, по социалистической технологии, но уже, в капиталистическом исполнении, так же обвешивать, обсчитывать, реализовывать просроченные товары и многое другое. По тем же, экспертным оценкам, это оборачивается для малоимущих потерей еще 20 процентов (остатков  после мировых кризисов) неполноценной  пенсий и социальных льгот.

На мажорной тональности

Явно неискренние разговоры на эту тему с высокой трибуны опровергаются и реальными данными о грузинской экономике. При всем том, что у нас коррупция пригвождена и, как говорится, пребывает на последнем издыхании, экономика, по мнению специалистов, своей определяющей частью, остается в тени. Не случайно, по опубликованным этим летом   данным исследований теневой экономики под руководством экспертов Всемирного банка, в 162 странах мира за период с 1999—2007 годы теневая экономика Грузии выросла на 6,3 %. Таким образом, вместе с   данными, преподнесенными австрийской компанией Eurobserver, теневой сектор экономики Грузии составляет 68% от общего объема, с чем наш официоз, несмотря на иностранное происхождение «статистического товара», никак не хочет соглашаться.. Но об этом мы поговорим подробно чуть позже. А теперь о радующем. Согласно «Сакстати ( Грузинская служба статистики), реальный рост Внутреннего валового продукта за первую половину 2010 года составил 6,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг в номинале 9,201 млрд. лари.
Да и говорят, активизируется инвестиционное поле. Американский магнат Дональд Трамп, питающий исключительную любовь к Грузии, затевает большие строительные дела как в Батуми, так и в других регионах. Правда, в газетном изложении его нью-йорских встреч и намерений подчеркивается, что он в своей грузинской работе весьма надеется на поддержку президента Грузии. С чего бы это вдруг? Если он приезжает вкладывать деньги, то это одно дело, если выкачивать – другое! Тогда и потребуется ему президентская опека.

В этой связи как не вспомнить ореховый « поход»» в солнечную Аджарию еще при президенте Шеварднадзе господ Родхем - братьев тогдашней «президентши» США, а ныне действующего Госсекретаря США Хиллари Клинтон. По уровню готовящихся привилегий в то время, этот шаг вполне мог сойти за поиск подходов к президенту Билу через супругу .Хотя из этого ничего не вышло, так как концы темы остались не завязанными. Но на всякий случай попытать счастье на этой стезе можно еще раз. Как- никак, родственники Госсекретаря «на улице не валяются»...

Вот только с Трампом пока не все ясно. Это, судя по всему, не большая политика или лазейка по приближению, скажем, к уровню Мэтью Брайза, который, бедняга, никак не может стать послом в Азербайджане из-за козней армянского лобби в США в лице сенатора Барбары Боксер, заблокировавшей это назначение (наисвежайшие сведения). Но ведь должен быть и иной смысл - у «дела Трампа», кроме как народное благополучие грузин. Остановимся на версии кланового сближения финансовых интересов. Между кем и кем - уточнять не станем, поскольку сегодня просто мельче в масштабах большого мира мы не плаваем. Нам подавай Трампов, Морганов с Абрамовичами и на закуску - Ротшильдов.

Все это прекрасно вписывается в развернувшуюся борьбу с коррупцией и разъедающую, как серная кислота, президентский образ большую ложь, представляющую Грузию мировой публике  витриной замечательных экономических и демократических преобразований устами господина Саакашвили.