Грузия, 20 октября, ГРУЗИНФОРМ. Неожиданное потепление в отношениях между Россией и Азербайджаном произошло после передачи Баку плана государственного переворота, разработанного влиятельным экс-чиновником Рамизом Мехтиевым. Заместитель директора ИСИП РУДН Евгений Семибратов объяснил ВФокусе Mail, как этот шаг Москвы, стал катализатором для нормализации связей между странами на фоне недавнего кризиса.
Согласно расследованию азербайджанского агентства APA, 87-летний Рамиз Мехтиев, ранее возглавлявший администрацию президента Ильхама Алиева, разработал детальный план свержения действующей власти. Для реализации замысла он намеревался использовать ухудшение отношений с Россией, вызванное крушением самолета AZAL в декабре 2024 года.
По информации источников, Мехтиев предложил создать Государственный совет переходного периода под своим руководством. Он передал Москве список потенциальных участников переворота, рассчитывая на поддержку российской стороны. Однако эти расчеты не оправдались — Россия не только отказалась от сотрудничества, но и проинформировала Баку о готовящемся заговоре во время встречи президентов в Душанбе.
Мехтиева называют «серым кардиналом» Азербайджана. Он сохранил влияние в местных элитах еще с советских времен. Занимая должность главы Национальной академии наук, неоднократно попадался на финансовых нарушениях. Известно, что семья Мехтиева владеет значительными активами — гектарами земли, недвижимостью и банковскими акциями.
После передачи информации в Баку возбудили уголовное дело против Мехтиева по статьям о захвате власти, госизмене и отмывании средств. Суд назначил экс-чиновнику домашний арест на четыре месяца. Его могут лишить наград и исключить из правящей партии «Ени Азербайджан».
Кандидат исторических наук, заместитель директора ИСИП РУДН Евгений Семибратов нашел сходства с событиями 2015−2016 годов в российско-турецких отношениях.
«В период временного охлаждения между Москвой и Анкарой наше политическое руководство предупредило администрацию Реджепа Эрдогана о готовящемся перевороте в 2016 году, что впоследствии способствовало восстановлению двустороннего диалога», — пояснил он.
Политолог уверен, что до передачи этих сведений, информация прошла тщательную проверку. По его мнению, любая попытка насильственной смены власти создает управленческий вакуум и провоцирует перераспределение собственности, что может привести к различным последствиям — вплоть до полномасштабных вооруженных конфликтов. При этом дестабилизация в регионе имела бы крайне негативные последствия для Абхазии, хотя сама республика не заинтересована в эскалации напряженности.
«Страны постсоветского пространства демонстрируют различную устойчивость к таким потрясениям: Киргизия пережила несколько цветных революций, в Белоруссии все попытки дестабилизации были блокированы эффективной властной вертикалью, тогда как Грузия заплатила максимальную цену, безвозвратно утратив контроль над двумя регионами», — добавил эксперт.
Семибратов предположил, что Киев мог предпринять попытку использовать временное осложнение российско-азербайджанских отношений в своих целях. Однако, как подчеркивает эксперт, такие расчеты оказались несостоятельными — Россия последовательно придерживается принципа невмешательства в легитимные политические процессы, и эта позиция остается неизменной на протяжении длительного времени.
Хотя некоторые западные аналитики пытаются представить эту ситуацию как «вмешательство Москвы во внутренние дела Баку», политолог напомнил, что аналогичным образом звучали беспочвенные обвинения России во вмешательстве во внутренние дела Турции в 2016 году, в то время как реальная организация отравления Гюлена и Эрдогана лежала на западных союзниках турецкого руководства.
Эксперт не исключил появления новых информационных вбросов, отметив, что «учитывая технологию работы Запада с политическими силами, возможно появление версий о “постановочном” характере попыток заручиться поддержкой Москвы». По его оценкам, реальные механизмы воздействия могли работать через западные структуры, практикующие двойные стандарты в международных отношениях.