ПУБЛИКАЦИИ
Уставные задачи для «грузинского сокола», или особенности национальной «политэкономии»

  Как Обама сделал Мише «не вижу»

Не везет, так не везет. Даже многоопытный и стареющий Байден Джо не пожелал встретиться с грузинским лидером на американской земле после ООН-овского формата. Ну, были там кое-какие «мелочи»: университетские посиделки, встречи с бизнесменами. Согласно утверждению пресс-службы президента, еще и даже с госпожой Хиллари. А вот американский «венценосец» Барак Обама предпочел встретиться  в «кавказском формате» лишь с главой солнечного Азербайджана, демократом и сыном демократа -Ильхамом Гейдаровичем Алиевым. (Да, несколько стыдно-с за  законодателей мирового демократического движения…). Мировые и азербайджанские СМИ пооткровенничали следующим образом: президент США Барак Обама, отметив лидирующую роль президента Алиева, подчеркнул также,  что Азербайджан является одной из самых влиятельных стран в регионе, добившихся наибольших успехов (?!).

Что это, кроме всего «демократического»? Совершенно верно! Большой щелчок по носу грузинского президента, о котором следовало догадаться уже после отказа встретиться с Саакашвили  близкой ему по бывшим военным делам, знаменитой афро-американки Конди  Райс, и уже после этого убийственное «не вижу» со стороны  также афро - американца Барака Обамы. Может быть, все из-за тех «невзвешенных» расистских  высказываний главы грузинского государства? Вполне…

Вывод таков: судя по данному прискорбному факту, национальную политику (и вместе с ней экономику) не признают не то что первой, но и второй в регионе – причем как заокеанская статистика, так и Белый дом.

Попытаемся разобраться, где же в этом случае «зарыта собака», поскольку президентская оценка достигнутых страной ( читай – им лично!) «успехов», озвученная перед уважаемой публикой в Нью-Йорке, была неимоверно высока и потому трудно понимаема людьми сведущими.

Это и позволило пламенной оппозиционерке (с двухлетним стажем), экс - спикеру парламента Нино Бурджанадзе  выразиться, прямо скажем,  не совсем корректно и отметить на «целевой» пресс-конференции: «Саакашвили просто лгал с трибуны ООН, и заявления президента Грузии о преодолении бедности расходятся с данными Всемирного банка, по оценкам которого почти 60% населения Грузии бедствуют». Она подчеркнула   также, что по уровню капиталовложений из-за рубежа и развитию экономики Грузия   по темпам отстает от соседей   - Азербайджана и Армении.

In vino veritas!

Действительно, самый большой дефицит в постреволюционной Грузии - это «святая правда», скрываемая настолько тщательно, что порой невольно становишься пленником ее противоположности, путая Грузию со Швейцарией, Сингапуром или Гонконгом, так же, как первые лица нашего государства.

Но от реальности никуда не денешься - шагая от периферии по направлению к центру столицы, можно встретить не меньше сотни людей с протянутой рукой. Это нищие, о которых статистика умалчивает, несмотря на то, что за послереволюционные годы их количество значительно возросло. В стране, не знавшей нищеты как социальное зло зародилась новая «отрасль», развивающаяся по ходу наших постреволюционных свершений все активнее. Не правда ли, феномен удивительного демократического характера? Власть просто не замечает данную категорию граждан, не желает знать о них ничего. Правда, в первые годы президентства Михаила Саакашвили его клич об открытии 100 бесплатных столовых для малоимущих наделал много шуму Увы, инициатива выдохлась на 20 –ой или 31-ой открытой обшепитовской точке. Хотя сейчас, кроме добрых христиан-католиков, о судьбе этих коллективных столовых никто не вспоминает. Поскольку идея милосердия потеряла актуальность и не вписывается в, якобы, бурно развивающуюся производственно – экономическую действительность, в которой просто нет, и не может быть, как голодных, так и малоимущих. Иллюзия благополучия присутствует не только на батумских просторах и разрезающихся по случаю красных ленточках, но даже в такой буксующей отрасли, как виноградарство и виноделие. О какой цельности и гармонии может идти речь, когда, с одной стороны, винные заводы буквально под ружьем заставляют принимать от производителей некондиционную продукцию, с другой - хвалебные оды напитку, который, оказывается, «тайно потребляет даже кремлевская знать, лишенная возможности баловаться им через свои специальные магазины».

«Экспорт грузинских вин вырос на 25 процентов по сравнению с прошлым годом», -отметил на одном из последних заседаний правительства премьер Гилаури. Примем названную цифру и даже поверим ей. Но уже вслед за этим начинается такая чертовщина непонимания, что шею можно сломать. По заявлению опять же  должностных лиц, оказывается, 20 процентов продажи отечественных вин из отмеченного роста приходится на внутренний рынок – якобы, в связи с увеличением числа туристов и, добавим от себя, национальных особенностей. Видимо, здорово помогают вопросу реализации, активизирующиеся ресторанные застолья и банкеты с иностранными гостями за счет принимающей стороны, когда тамада не только славит гостей в алфавитном порядке, но и презентует им отменные бренды, продвигая тем самым, в определенной степени,   и винную экономику. В то время как добытые неимоверными усилиями, системы западных преференций (определенные торговые привилегии) в отношениях с США, да и с Евросоюзом,  не работают достаточным образом, как и в случае с турецкой квотой (об этом несколько ниже). Почему и кто виноват в происходящем? Да все потому же, что экономика, как и политика, находится в условиях жесточайшего администрирования. Так, к примеру, давление  со стороны правительства на виноделов и вынужденный прием ими сырья низкого качества требует удвоенных расходов для изготовления продукции, отвечающей высоким требованиям рынка США и Европы. Вместе с тем, эту планку и без того в состоянии осилить немногие - лишь те, кто «дружит» с властью и пользуется ее поддержкой. В итоге - низкая   товарность экспорта и малые поступления в бюджет. Не потому, что не хотим, а потому, что не можем.

Говоря проще, наш бизнес еще в целом не готов штурмовать масштабно американские и европейские рыночные высоты, несмотря на неоднократные заявления президента о высоком качестве отечественного вина (от того, что постоянно повторяешь «халва», во рту сладко не становится).

Весь же трагикомизм ситуации заключается в том, что на том же заседании кабинета премьер   поручает первому аграрию страны срочно встретиться с турецким коллегой. На предмет чего? Оказывается, между Грузией и Турцией также оформлено соглашение о свободной торговле, предусматривающее поставку соседям одного миллиона литров вин без таможенных пошлин. Все бы хорошо, да только, по словам Гилаури, из предлагаемой квоты освоенными оказались от 40 000 – 60 000 литров грузинского вина! (?). Миссия толкача - Квезерели понятна, но мало выполнима. По той простой причине, что он, хотя и должностное лицо, ограничен все же человеческими возможностям, и прыгнуть выше головы не сможет. При всем том, ему поручается также активизировать усилия в направлении рекламы американского рынка. Видимо, и на этом фронте дела идут туго, да и причина, естественно, далеко не в рекламных усилиях, которые так же нам не по плечу

Спрашивается, что можно предпринять за один -другой командировочный день или даже месяц, когда нет реальных возможностей, а упущенным оказалось десятилетие. К тому же по-прежнему неизменна система винодельческих отношений, имеющая исторически глубокие коррупционные корни и связь с властью.

 

Давно в обиходе у нас ярлыки!

Вот такое кино! Наплывы глупостей, несуразностей и лжи, возводимые в ранг правды, о том, что наше производство, аграрная сфера и т.д., системное реформирование (и это при палочном-то режиме управления!) процветают и не увядают. О наших достижениях рассказывают взахлеб украинские бойкие перья и деловые люди, являющиеся, вне всякого сомнения, осколками «оранжевых» друзей нашего президента. Что можно назвать мировой солидарностью «цветных» и цветочных революционеров, которая явно поддерживается и координируется «из центра». Кем именно? Предположительно - реакционными силами, то есть ястребами конфронтации и заокеанским военно - промышленным комплексом. Кстати говоря, последний потребляет уже не сотни бюджетных   миллиардов, а триллионы долларов. У него свои штатные представители и в американской администрации (с кем мы и водим крепкую дружбу). Скорее всего, по этой причине не сбрасывается со счетов наша внешняя политика и никак не встающая на ноги экономика, которая продолжает творить чудеса «успешности» по предлагаемым вашингтонской тайнописью сценариям. Что, в общем-то, является продолжением (извините за тавтологию!) продолжения работы на   разобщенность и конфронтацию сегодняшнего мира. Но вернемся к делам домашним.

Нельзя оставить без внимания и нынешнюю реальность, происходящую буквально на глазах у каждого из нас в сфере обмена валюты. Во-первых, поздравим друг друга с укреплением национальной валюты, «имеющей», согласно фактам,   американский доллар. Во-вторых, поприветствуем наших финансовых королей, которые умудряются придать силу лари даже в условиях сплошного рыночного обвала и роста цен в сотню процентов. Эту операцию по масштабам можно сравнить разве что с операцией «Оверлорд» - по вторжению с моря в Нормандию, «в тыл» к фашистам. Надо же, как слаженно и централизованно действует вся грузинская банковская и ларьково-будочная обменная система! Вроде бы, условия свободные, рыночные, а взлеты и падения валюты наблюдаются именно в часы «Ч», словно по рубильнику, включенному одним диспетчером-провидцем. И нет им дела до того, что курсы других валют  колеблются   плавно и не мешают жить гражданам, зато лари то взлетает, то не менее стремительно падает…

Это тоже отголоски присущих нам особенностей, предрасположенности  к трайболизму, несмотря на «демократизацию» общества, рыночную «политэкономию», направляемую, регулируемую и поддерживаемую исключительно одной властолюбивой рукой. По принципу театра абсурда и одного актера. Вот и складываются условия, когда при тепличных возможностях торговли с Америкой и Европой местное производство, функционирующее из рук вон плохо, мало что может предложить в качестве доходного экспорта. В результате экспортная ниша, несмотря на декларируемые успехи, остается почти незанятой. По данным   Национальной службы статистики Грузии, за шесть месяцев текущего года наш экспорт составил в денежном выражении 865 миллионов, а импорт – 2,642 миллиарда долларов. Отрицательный торговый баланс Грузии составляет 1,777 миллиарда , что на 1% больше аналогичного показателя за январь-июль 2009 года. Цифры до конца года, сами по себе, конечно же, вырастут, но соотношение между экспортом и импортом вряд ли станет лучше. Для этого просто не созданы  необходимые объективные условия. Нам, в общем-то, кроме толики традиционного и орехов    вывозить в развитые страны нечего. А это уже серьезная оценка пройденного периода, транжирящего кредиты, фондовые поступления, транши и т. д. на бессистемное строительство и развитие псевдо- инфраструктур вроде бы туристического бизнеса и многого другого.

И еще одна определяющая данность из нашей сегодняшней трудной жизни - стоны и вздохи «снизу»,   деформированная бизнес-деятельность, финансовые, торговые, виноградные и иные недоработки, масштабная безработица (удивительно дело!) в упор не замечаются  заморскими службами и их отдельными фигурантами, которые буквально штампуют для нас ярлыки успешности еще со времен прежней власти. Не будем называть их по именам, и без того всем   все хорошо известно. Практически, по особому мнению модераторов, мы уже лет пятнадцать, как идем верным путем, только от этого богаче не стали. Существуем все в тех же тисках нищеты и неустроенности, за исключением элиты и ее окружения первых рядов. А ведь система оценки качества управления и власти и в политике, и в экономике в нашем цивилизованном сообществе измеряется не буффонадами и парадностью, отвлеченными от магистрального пути к росту благосостояния и занятости созиданием, институциональными подвижками и т.д. Критерий всегда таков: преодоление бедности и рост материального благополучия с поступательной   демократизацией     отношений. То есть - все то, что в сегодняшней Грузии присутствует весьма слабо  и забивается всполохами батумских, тбилисских, горийских и иных фейерверков. И это - на   фоне номенклатурного капитализма, предложенного нам властями и гостями   в качестве единственной оздоровительной программы взамен развитого социализма.

 

P.S: Это   только с виду наш президент подобен соколу… в свободном парении! В действительности, он фигура, ведомая и жестко контролируемая. И не суть, что проявил он ряд «вольностей и причуд» в пятидневной войне, а также   в   гигантских   портовых проектах, строительстве посадочных полос и секретных лабораторий, патриотических молодежных лагерей на границе, туристическом освоении   путей и трасс в Сванетии, с выходом не то в горную Абхазию, не то на огнедышащий Северный Кавказ… Это, скорее всего, продолжение войны иными средствами, разделение труда в процессе мировой глобализации, где уставные задачи для «грузинского сокола» ставятся   теми же мировыми ястребами!

Если вдуматься во все это, то обнажается, по сути, катастрофическая модель для внутреннего потребления и, в особенности, для  нашей прикладной экономики (вспомним результаты прошедшего десятилетия).   Деньги, действительно, дают, причем, большие - преимущественным образом, кредитами, которые предстоит погашать не одному поколению, если все будет «хорошо». Но используются они почти в полной мере   для целей, определенных   хозяевами.