ПУБЛИКАЦИИ
Институт Евразии: «Чего Грузии ждать от Путина?»

analitikc-newВ связи с возвращением Владимира Путина в Кремль во всем мире задаются вопросом, каковой будет внутренняя и особенно – внешняя политика России, которая наконец-то проявила признаки возвращения к самостоятельности в ключевых вопросах международных отношений, учитывая твердую позицию по Сирии. Многих пугает возможность обретения Россией былого влияния и могущества, а Путин ассоциируется именно с реализацией такой возможности. Неудивительно, что людей в Грузии также весьма и весьма интересует, что будет в России и каковой будет ее политика при «новом» Путине по отношению к Грузии.

Институт Евразии сформулировал несколько важнейших вопросов, которые в разбросанном виде задаются в обществе, в том числе учитывая вопросы, адресовываемые нашим сотрудникам в частном порядке, и постарался дать на них предварительные ответы. Естественно, что мы будем возвращаться к анализу этих и других вопросов, так как они имеют долгосрочный характер и не могут быть исчерпаны за один раз.

1. Означает ли недавняя отмена визового режима со стороны саакашвили, что он пытается примириться с Россией? Как ответит Россия в лице Путина?

- Саакашвили чувствует и даже знает цифры опросов, как люди относятся к России. В Грузии уже около 25 лет разными лидерами не без помощи иностранного вмешательства насаждается образ врага из России, но этот образ в широком общественном сознании никак не прижился. Да, в обществе есть определенные страхи и предрассудки по отношению к России, налицо дефицит знаний о России, люди не получают правдивых информаций через основные СМИ, однако в целом в обществе есть понимание того, что Россия вовсе не заклятый враг Грузии, а страна, с которой нас связывает очень многое; нынешняя же конфронтация имеет искусственный характер и является продуктом ошибок и провокационных действий грузинских властей. Очень важно также, что люди наконец-то поняли реальную суть политики Запада, под видом «помощи» вмешиваеющегося во внутренние дела Грузии, к тому же вовсе не в пользу народа. На фоне лицемерного Запада Россия предстала разумной альтернативой. Развитие грузинской экономики и перспектива улучшения жизненных условий в отличие от 1990-х и 2000-х годов в общественном сознании больше не связывается с Западом, теперь все это связывается именно с Россией. Поэтому в предвыборной лихорадке саакашвили и компания пытаются создать иллюзию того, что они способны как бы использовать Россию во благо интересов (особенно экономических) Грузии.

Естественно, Путин не будет мириться с саакашвили, все пути назад лично для саакашвили отрезаны. Это ему тоже хорошо известно. Поэтому саакашвили с одной стороны сохранит жесткую риторику антироссийской направленности (без этого он вообще теряет свою легитимность, ведь его спросят – зачем же он воевал с русскими), но с другой будет пытаться смягчить ситуацию подобными решениями вроде отмены визового режима, стараясь доказать грузинским избирателям, что отсутствие отношений с Москвой – не его вина. Это его задача-минимум.

2. Какова будет позиция Путина в территориальном вопросе?

- К сожалению, очень быстрых перемен ожидать не приходится, тем более, что как минимум до конца октября нынешний режим в Грузии сохранится а в его условиях политического диалога с Россией не будет точно. Но главная беда в том, что Россию уже вынудили сделать фатальный шаг и признать «независимость» грузинских территориальных единиц. От таких судьбоносных решений прямого отказа не существует, это исключено. Главное сейчас, не торопиться и не форсировать территориальный вопрос в диалоге с Россией в случае, если произойдет смена режима в Тбилиси и к власти придут более вменяемые элементы. Россия к такому резкому повороту пока не готова. Если мы из-за этого не будем разговаривать с Москвой, все-равно ничего не выйдет. Поэтому сперва нужно начинать с экономических, культурных и гуманитарных вопросов, а также углубить военно-политическое сотрудничество. Грузия должна на деле показать, насколько ценно партнерство с ней, и к тому же должна доказать, что она способна быть надежным партнером. Все разговоры о вхождении НАТО и т. п. нужно прекратить, это как минимум, лишь для начала.

Решение территориальной проблемы возможно на следующем этапе, после полномасштабного урегулирования других проблем в двухсторонних отношениях, хотя в Грузии мы должны сперва осознать, чего мы сами подразумеваем под понятием «территориальная целосность», как нам видится единая Грузия на практике. И абхазы с осетинами, и грузины уперлись в риторике, по сути все разговоры как о «независимости» со стороны абхазов и осетин, так и о «территориальной целостности» со стороны грузин, имеют условное значение. Нам, грузинам, надо сперва хорошо подготовиться и разобраться, чего хотим, а потом станет виднее, какие условия можем предложить как Москве, так и непосредственно абхазам и осетинам.

3. Каковы перспективы возобновления торгово-экономических отношений с Россией?

- Российское руководство и лично В.В.Путин не раз заявляли, что возобновление торгово-экономических отношений с Грузией возможны в скором будущем. Для России блокада грузинских товаров, а также в сохранение визовых ограничений для граждан Грузии – не самоцель. Нужно вспомнить недавнее прошлое, почему были введены указанные выше ограничения: визовый режим был введен из-за деструктивной позиции руковдоства Грузии еще при Шеварднадзе в связи с войной в Чечне, а торговля была заблокирована после провокации режима саакашвили, арестовавшего российских военных и унизительно выдворившего их как «шпионов».

Повторное открытие российского рынка труда и сбыта возможно даже в условиях ослабленного режима саакашвили, если общество и здоровая часть оппозиции будут оказывать давление на власть, а параллельно начнут вести с Россией совершенно открытый диалог в рамках «народной дипломатии». Примечательно, что лидер партии «Свободная Грузия» Каха Кукава работает именно в этом направлении, а ему помощь оказывает грузинская диаспора России в лице Александра Ебралидзе.

http://geurasia.org/ru/problema-analizi/ras-unda-elodos-saqartvelo-putinisgan/#more-44150