Статья эксперта по России и Евразии Центра стратегических и международных исследований США Джеффри Манкоффа.
Администрации президента США Барака Обамы следует начать диалог с Россией об обеспечении региональной безопасности во время и после вывода своего военного контингента из Афганистана в 2014 году. Вашингтон и Москва уже договорились о создании транзитного центра на территории России (в Ульяновске). Забегая вперед, отметим, что основное внимание России будет сосредоточено на сдерживании потока наркотиков из Афганистана и обеспечении безопасности существующих режимов в Центральной Азии.Соединенные Штаты также заинтересованы в том, чтобы Центральная Азия не превратилась в источник радикализма и нестабильности, однако с выводом своих войск из Афганистана Вашингтон значительно растратит свое влияние в регионе и не сможет должным образом влиять на ход событий. Именно поэтому, Вашингтон обязан наладить диалог с Москвой, чтобы разработать стратегию по обеспечению региональной безопасности после 2014 года. При этом основными моментами будут обеспечение безопасности границ, обучение и снабжение вооруженных сил ИРА, борьба с незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, необходимо разработать план регионального экономического развития, в котором основополагающую роль сыграет именно Россия.
Учитывая отсутствие реальной, позитивной повестки дня для сотрудничества США и России, стоит отметить, что безопасность Центрально-Азиатского региона позволит снять напряженность между Москвой и Вашингтоном, которая присутствовала в отношениях двух стран достаточно долго из-за разногласий по системе ПРО и ситуации на Ближнем Востоке. Американское руководство должно ясно видеть перспективы сотрудничества с Москвой, которые будут основываться не на общих ценностях, а на преследовании общих стратегических интересов, в том числе там, где существуют откровенные разногласия (включая внутреннюю политику в России).
Несмотря на некоторые нарушения, зафиксированные в ходе президентских выборов, очевидно, что Владимира Путина поддерживает большинство россиян, даже если количество проголосовавших за него людей в итоге окажется чуть меньше, чем нынешние официальные 63,6%. Малочисленные митинги и акции протеста, которые прошли после выборов говорят только о том, что вопреки многим прогнозам Запада, реальная власть остается у Путина. Хотя, конечно, никто не может утверждать, что такое положение сохранится надолго.
По этой причине, Вашингтону следует сосредоточиться именно на таких областях, как безопасность Центрально-Азиатского региона, где сотрудничество выгодно Москве, независимо от внутренней обстановки в России. Конечно, Белый дом должен поддерживать контакты с оппозицией и продолжать настаивать на недостатках в избирательном процессе в России. Однако Вашингтон должен работать с тем правительством, которое есть в России сейчас, а не с тем, которое хотели бы видеть в американской администрации. Вот почему российско-американское сотрудничество требует единых подходов, вне зависимости от того, кто сидит за столом переговоров.