В гостях у ГРУЗИНФОРМ - лидер партии «Наша Грузия – свободные демократы», представитель коалиции «Грузинская мечта» Ираклий Аласания.
- Господин Ираклий, Ваше заявление о добровольном резерве вызвало большой ажиотаж в верхах. Сегодня о существовании добровольного резерва говорят не только в Зугдиди, но и во всей Грузии, об этом говорит сама власть. Не повлечёт ли это за собой окончательный территориальный распад Грузии?
- Мое заявление было превенцией, чтобы объединенные в этих военных формированиях люди не стали инструментом в руках Саакашвили - для противостояния гражданскому обществу, собственному народу. Он не раз демонстрировал, что для него абсолютно не имеет значения судьба гражданского общества, конкретного человека. Главное для него – сохранить власть и он до сегодняшнего дня добивался этого насилием. Именно поэтому я сделал заявление, после которого этим вопросом заинтересовались международное содружество и грузинская общественность, и власть была вынуждена, во-первых, признаться в существовании таких групп, а во-вторых, приступить к их правовому упорядочению. Не было ни финансовых расчетов Министерства финансов и Минобороны, ни специальных распоряжений президента, на основании которых должен был создаться этот резерв. То есть, их же действия доказывают, что это были неформальные объединения и военизированные организации. Чем больше ясности появится в этом процессе, тем меньше шансов остается у Саакашвили открыто использовать объединенных в эти формирования людей против своего народа. Другая часть вопроса – чему служит этот резерв…- Военная риторика и брань в адрес России рождают подозрение провоцирования войны…
- Я не вижу опасности возобновления военного конфликта между Россией и Грузией. Я видел и вижу опасность, что этих людей используют на выборах! Но хочу открыто сказать, что абсолютное большинство объединилось в этих группах или потому, что ДКБ (Департамент конституционной безопасности МВД Грузии – ГРУЗИНФОРМ) использует против них компроматы их криминального прошлого, или же в сегодняшних условиях, когда найти работу очень сложно, обещанное им вознаграждение и выданные в первых месяцах деньги многим позволили прокормить семью. Поэтому решения были продиктованы или насилием, или меркантильными соображениями. Реально и идейно ни один из них не объединен под командованием Саакашвили и не думаю, что они пойдут за ним в борьбе против собственного народа. Появилась также информация, что такие группы формируются в различных регионах. Здесь необходимо включить грузинские СМИ, независимую прессу, мобилизовать гражданские и неправительственные организации и встать на стражу закона.
Мы хорошо помним, как упустили этот процесс в 90-х годах. Тогда мы не смогли противостоять созданию таких групп и встали перед фактом, когда эти люди уже стали стрелять друг в друга. Чтобы исключить это сегодня, мы все должны занять твердую позицию.
Единственным источником нестабильности нашей страны сегодня является натура Саакашвили и его стиль правления. Вместе с тем, мы должны осознать, что именно парламентские выборы дают шанс покончить с этим. Поэтому Самегрело, Западная Грузия и эти люди, естественно, ждут от меня содействия. Естественно и то, что этот репрессивный режим прочно пустил корни в Самегрело. Этой монополией, практически всеми сферами жизни Самегрело управляют Ахалая – будь то бизнес, правоохранительные структуры или медиа. Мы должны начать ломать страх именно с личного примера и большая часть общества, которая прекрасно знает, что у человека можно отнять все – работу, имущество, дом, но нельзя отнять достоинство - в день выборов выйдет именно для защиты этого достоинства!
- Раз мы коснулись выборов, спрошу: какова ситуация в связи с вопросом участия Бидзины Иванишвили в выборах? «Христиан-демократы», видимо, с подачи власти, внесли какое-то утопическое предложение в плане гражданства Евросоюза…
- Саакашвили своим незаконным решением с самого начала оказался в безвыходном положении. То, что в правовом отношении формально можно было спорить с Бидзиной Иванишвили по вопросу гражданства и он неправильно имел гражданство – абсурд. За этим решением со стороны Саакашвили последовали неверные и панические решения, которые выявили, что давление международного и грузинского общества принуждает его к действию. Так как ему не хотелось проявлять слабость, он нашел сателлита, который предложил Парламенту такую конституционную поправку. Это свидетельствует о том, как относится Саакашвили к Конституции, что он еще раз хочет подогнать Конституцию к себе и Бидзина Иванишвили тут ни при чем. Это конституционное изменение должно вывести его из этого положения. Саакашвили довел политическую жизнь до абсурда и вышел из правового пространства. Для нас важно то, что грузинская общественность на этих выборах сама решит дать гражданство Бидзине Иванишвили. И он будет кандидатом в премьер-министры Грузии.
- Господин Ираклий, будем откровенны. Об окружении господина Бидзины очень много говорят. Дело не в том, что народу не нравятся американцы. Просто речь идет о столкновении таких ценностей, которые неприемлемы для грузинского народа, приверженного своим традициям. Какую позицию займет в этом отношении ваша коалиция?
- Никто не сомневается в том, насколько патриотичным человеком является сам Бидзина Иванишвили, сколько он сделал для сохранения культуры, интеллекта, национальности и духовности. С первых же дней прихода в политику и я пытался внести свой вклад в строительство грузинского национального государства и с самого начала зафиксировал неприемлемость того, что делал Саакашвили. То есть - что «мы должны забыть все, что происходило в Грузии до 2003 года и наша главная задача – под эгидой модернизации вывести какую-то «новую грузинскую нацию» и создать новое грузинское государство». Разумеется, без прошлого мы - ничто, мы дошли до сегодняшнего дня через тысячелетия и у нашей нации есть свое предназначение… По-моему мнению, самым большим фактором, который может сегодня помешать выполнению нашей национальной миссии является тот насильственный государственный строй, который создал Саакашвили. Выход один: мы – Грузия и грузины – по природе и традиции толерантны, а фундаментально – имеем демократическую натуру. Просто нам следует институционально наладить нашу страну. Грузин хранил традиции, но всегда был привержен и к новому. Поэтому наши афонские святые отцы и другие деятели искали опору и получали знания в Европе. Сингапуризация для нас по природе - неприемлема, но утвердиться в европейской семье - это та миссия, которую, уверен, Грузия непременно выполнит.
- Грузия сможет занять это место, но наши традиции и культура гораздо древнее, чем у многих европейских стран. В 4-м веке до нашей эры в древней Колхиде уже существовала академия…
- Думаю, главный ответ уже дан. Именно это является сосуществованием культур. Мы приносим кое-что из Европы, но и даем ей что-то важное. Мы обогащаем европейскую цивилизацию, мы - часть большой европейской цивилизации. Соглашусь с Вами - когда у нас развивалась цивилизация, в Европе ее не было даже в зародыше. Так что взаимообмен и сосуществование культур - именно та модель, по которой изначально была задумана европейская семья. Уверен, что как только мы приобретем свободу (а то, что без свободных граждан не может быть свободной страны, мы уже увидели!) и приведем себя в порядок – то станем частью большой европейской семьи.
- Господин Ираклий, в последнее время в Грузии стала очень актуальной тема фашизма и ксенофобии. Исходя из нашей толерантности, неужели нас надо учить этому?
- Я считаю, что это - выдуманные и искусственно внедренные темы, поскольку Грузия является той страной, где, к примеру, никогда не было антисемитизма. В Грузии и Тбилиси естественно сливаются и сосуществуют почти все этнические и религиозные культуры. Именно это многообразие создает Грузию. В начале 90-х мы сделали огромные ошибки, допустив братоубийственную войну с нашими братьями – абхазами и осетинами. Это - трагедия, из которой мы должны выйти вместе. Я и сегодня имею контакты с абхазской стороной и уверен, что именно наша толерантная природа и огромная способность прощения, заложенная в грузинах, станут основой нового большого объединения.
- В грузинской политике сегодня российская тема - не популярна, но Россия является тем международным игроком, с которым считается даже США. «Националы» пришли к власти, ругая Россию и по сей день продолжают в том же духе. В результате этой риторики мы получили «урезанную» страну...
- Скажу вам, что дружба с Россией входит в жизненные интересы Грузии. Мы должны начать политический диалог с Россией, восстановление торговых контактов и, вообще, урегулирование отношений с соседом. Ведь это 140-миллионный ядерный сосед, с которым нужно найти общий язык. Урегулирование отношений с Россией является моим политическим видением.
Страна очень тяжело перенесла войну 2008 года. В грузинском сознании это осело настолько горько, что мы, конечно, не должны питать иллюзии, что восстановить отношения удастся в течение нескольких месяцев. Но этот процесс, практически, погребен и находится в плену у власти Саакашвили. Я глубоко уверен, что именно после парламентских и президентских выборов появится новое пространство в российско-грузинских отношениях. Это пространство подразумевает начало новых отношений с нашими братьями – абхазами и осетинами на оккупированных территориях. Конечно, все мы прекрасно понимаем, что это будет результатом той многосторонней дипломатии, которую Саакашвили «пустил на ветер» в 2005-2006 годах, когда я участвовал в переговорах с абхазами. Мы должны превратить Грузию в место не противостояния, а соглашений между двумя супергосударствами, или между НАТО и Россией. Жаль, что все встречи на высшем уровне между Евросоюзом и Россией, либо между НАТО, США и Россией заканчиваются словами: «Мы не достигли соглашения по поводу Грузии»... Вот таков результат политики Саакашвили. Мы же хотим, чтобы в результате нашей политики Грузия стала местом соглашений, и это будет качественная и фундаментальная перемена для региональной безопасности.
- Большая часть населения уверена, что Бидзина Иванишвили войдет в Парламент с серьезным большинством, но общество также не исключает привычных действий со стороны властей. Какой механизм у вас имеется для пресечения этого?
- В первую очередь, отвечу на первую часть Вашего вопроса. Да, есть большая надежда и ожидание, что «Грузинская мечта» победит. Но замена власти не является нашей самоцелью. Главное - то, с чем мы приходим! Это абсолютно продуманная стратегия сельского хозяйства, правильная тактика и стратегия - как создавать рабочие места с помощью малого и среднего бизнеса; как уничтожить монополию и олигархическое правление. Мы предложим обществу совершенно новую, беспрецедентную систему социальной безопасности и здравоохранения с пенсионным фондом и системой страхования; мы предложим также реформу системы образования и, что самое важное, не будет больше того чувства несправедливости, которая убивает сегодня всех нас! Так будет гарантировано правосудие и деполитизация правоохранительной системы. Не думайте, что люди не интересуются такими вопросами. Неправда и то, что считают некоторые политические силы – мол, кто читает вашу программу и кто ей интересуется?! Это - не так. Людям надоели ложь и насилие! Если сегодня должна состояться альтернатива и состоялась «Грузинская мечта», то она должна быть основана на стратегическом видении развития страны.
Второе – как бороться с несправедливостью? В первую очередь - личным примером. Мои частые выезды в регионы и посещение Самегрело вместе с моими единомышленниками и соратниками и будет этим примером. Уже четыре месяца, как мы серьезно работаем с международными наблюдательскими организациями, которые с мая начинают наблюдение в Грузии. Они будут присутствовать в Хоби, Зугдиди, Озургети, Батуми, Телави. Везде, где будет происходить давление на наших сторонников, будет реагирование со стороны международных структур. Мы подготовили большую группу юристов, которые помогут всем незаконно угнетенным гражданам в правовом реагировании. В день выборов у нас будет много таких наблюдателей, членов комиссий, которые, в отличие от предыдущих лет, не изменят основному принципу – гражданин должен иметь возможность зафиксировать свой свободный выбор! Действия начинаются уже с конца апреля, с мая, и это не будет только публикация программ. Мы будем демонстрировать волю народа на улице. Общество готово к борьбе, потому, что все хорошо увидели, что сделал Парламент Грузии, как он противостоит свободному волеизъявлению в стране. Это будет многообразная кампания, конечно же, с масштабным демонстрированием на улицах.
- Большое спасибо.
Беседовала Бая Амашукели