ПУБЛИКАЦИИ
Идея Кавказского Дома, или очередная сказка «звёздного мальчика» по имени Миша

saakashvili_gaeroshiВыступление президента Грузии на Генеральной ассамблее ООН если и запомнилось чем-то, то лишь пиаром собственных «достижений» перед лицом присутствующей аудитории. Оценивать по другому выступление президента страны, в которой люди голодают и побираются, а он сам хвастается экономическими успехами, уничтожением коррупции, и самое главное, победой над бедностью, неуместно. Грузинское общество уже давно привыкло к басням Саакашвили и обращает мало внимания на них, но что касается представителей свыше 190 стран в ООН, для подавляющего большинства которых грузинская «Джорджия» воспринимается американской Джорджией, сказки Саакашвили кажутся реальностью, и исходя из этого, вызывают зависть в адрес «звездного мальчика». Для них одно остается непонятным – зачем лгать о благосостоянии страны, если этого нет в действительности. Наоборот, представители развивающихся стран заостряют внимание на тех проблемах, в решении которых надеются привлечь другие страны.

Кроме самовосхваления, в выступлении президента был и такой момент, на который стоит обратить внимание, так как т.н. тема «интеграции» выражается то в идее Кавказской конфедерации, то в учреждении Кавказского дома. Автором обеих выступает Саакашвили. Как видно, «рожденный ползать, летать не может». В этом случае можно летать лишь в своих грезах, и Саакашвили удачно применяет этот метод, чтобы и другие «полетали». Ничего другого нельзя сказать о лидере страны, чья «паства» уже 20 лет как независима и вместо того, чтобы развивать вожделенную независимость, поставить страну на ноги, он опять собирается втиснуть ее в какие-то союзы – то в конфедерацию с Турцией и Азербайджаном, то в большой Кавказский дом.

К 20-ой годовщине независимости Грузии, не только в голове Саакашвили, но и других грузинских политиков созревает идея быть вместе с другими, что является больше выражением своей беспомощности, чем экономическим прагматизмом. Политик должен быть ментально не совсем здоровым, чтобы выйти из гораздо более мощного союза – СНГ, и войти в союз с силами, пропитанными идеями сепаратизма – имеется в виду т.н. Кавказский дом.

Идея общего Кавказского дома не нова. Бывшие президенты Гамсахурдиа и Шеварднадзе также носились с некой абстрактной кавказской общностью. По определенным причинам Гамсахурдиа не успел сделать практические шаги в этом направлении, а Шеварднадзе вроде серьезно рассматривал эту тему, даже дал поручение подчиненным, но на этом все и закончилось. В намерениях обеих президентов сквозил другой момент – создать Кавказский дом в противовес России. Аналогичная мечта и у третьего. Он превзошел своих предшественников. Их задумки не выходили за пределы Грузии, а этот вынес «гениальную идею» на суд всего мира – без согласования со своим народом и что самое интересное, с будущими партнерами в этом объединении.

Сомневаемся, что перспективные жильцы саакашвилевского Общего дома найдут комфортным жить в одной квартире. У них своя крыша над головой. Жить вместе было бы возвращением назад для них. Что касается Северокавказских республик, они живут в большой семье и если у них есть желание быть независимыми, они не войдут в какой-то новый союз. Наоборот, ситуация на Северном Кавказе говорит о возрастании разногласии, а не о стремлении жить под одной крышей, тем более с новыми партнерами. Совсем другое экономические или культурные связи, которые и так имеют место.

Посмотрим на исторические отношения между Грузией и Северным Кавказом. Здесь боль превышает удовольствие. Стимулом присоединения Грузии к России было не только стремление избавиться от натиска Османской империи и Персии, но и набеги северокавказцев. Допустим, этого больше не будет, но в другом плане, в другом контексте ничего не исключено. Легко ли можно адаптировать и гармонизировать наш образ жизни к религиозным, бытовым и традиционным особенностям северян? Или мы уже не европейцы, как утверждал З. Жвания? («Я грузин, значит я европеец»).

Схожесть кавказских танцев или похожий внешний вид вовсе не означают исторического родства. То, что нас объединяет, гораздо меньше того, что нас разъединяет. Между Закавказьем и Северным Кавказом значительное мировоззренческое различие, преодолеть которое, во всяком случае, на данном этапе, невозможно.

Что касается Южного Кавказа – существующие здесь проблемы становятся предметом рассмотрения чуть ли не каждого саммита мировых лидеров. Несмотря на их усилия, проблемы не решаются. В этой ситуации трудно представить гармоничную жизнь Грузии-Армении-Азербайджана. Исходя из этого, фантазия автора идеи требует не политологического, а психиатрического изучения. Но это с первого взгляда. За идеями «Голубя мира» - Мишико, скрывается американский проект. Его цель вытеснить Россию из Кавказа. Осуществление этой цели труднодостижимо, если не невозможно. Есть один путь – чтобы Россия сама отказалась от Кавказа, что также нереально, особенно после создания военных баз в Абхазии и Южной Осетии. Россия считает себя главным игроком на Южном Кавказе и постарается остаться таким. Что касается Северного Кавказа – там Россия не просто игрок, а хозяин. Уступит Россия свои позиции идее создания конфедерации Турция-Азербайджан-Грузия или Кавказского дома?

Начиная с Петра Первого, Россия пролила кровь и пот миллионов русских для вхождения в этот регион. Правители России знают, что уход с Кавказа им не простит собственный народ. Знает ли это Америка, новый игрок в регионе? Конечно, знает, но проводит политику «мелких шагов». Если не сегодня, то завтра – думают американцы, и создают в Тбилиси антирусское радио – для того, что северокавказцы «проснулись», т.е. для подрывной работы в России. В этом деле им помогает пропитанный антагонизмом к России Саакашвили. Он исполняет роль прислуги у американцев, и к сожалению, наша Грузия тоже.

У каждого дома есть свой «глава». Даже в уникальном Евросоюзе, несмотря на декларированное равенство, учитывают реальный вес той или иной страны. По-другому невозможно, так как нахождение в роли экономического локомотива стимулирует и принятие политических решений. В ЕС экономическим локомотивом является Германия, вместе с ней Франция, Англия и т.д. Интересно, кого подразумевает инфантильный Мишико главой Кавказского дома? У Грузии ведь ничего нет кроме политических амбиций? То, что «Грузия и грузинский народ имеют великую миссию – грузины должны заново облагородить впавший в разврат мир – и это мнение принадлежит Гегелю» (Э. Джавелидзе), никак не дает права на «начальство» в этом новом доме. Шанс лидерства дает лишь стабильная политическая структура, экономическая мощь, разумная социальная система, демократическое общество, а не сомореклама – о спасителе всего мира. Мишико забыл, что Грузия потеряла функцию лидера Закавказья по объективным причинам. Сегодня лидером является Азербайджан – сбалансированными отношениями с Россией и США, темпами экономического роста.

В Кавказском доме обязательно будут свои амбиции у Турции и Ирана. У обоих – особенно у Турции, есть желание регулировать текущие процессы – начиная от энергетики и кончая политикой. Интерес Турции к родственным народам Средней Азии и Азербайджана обострен, что указывает на претензии ее лидерства в Кавказском доме. Нельзя принижать роль и Ирана. Исторически у Ирана должно быть даже больше претензий. Пассивность Ирана по отношению к Кавказу, которая имела место в конце прошлого века и в начале нынешнего, сменяется активностью. Возрастает активность и по отношению к Грузии, чему будет способствовать отмена визового режима между двумя странами. Надо надеяться, что инициированный официальным Тегераном вопрос об отмене виз перерастет в реальное соглашение.

В грузинском обществе отношение к Ирану еще не определено. Все еще существует скрытый страх к этой стране, что является главным образом результатом американской пропаганды. Некоторые грузинские политики и эксперты считают Иран непреодолимым препятствием на пути сближения с Америкой и Европой. Недавно политолог Г. Хуцишвили писал: «Рискованным шагом было то, что мы объявили, что собираемся сближаться с Ираном, что вызвало панику в Европе. Я точно знаю, что европейские дипломаты прямо спрашивали нас – хотите, чтобы наркотрафик шел через вашу страну? Существует реальная опасность этого, если будет безвизовый режим». Нужно сказать, что согласно грузинской прессе, если кто и участвует в наркотрафике, это власти США и Грузии. Что касается Ирана – в этой стране наркодельцы и потребители строжайше наказываются. Здесь дело в другом – закрыть ворота Кавказа для Ирана. Насколько это возможно, когда у Ирана тесные связи с Арменией и Азербайджаном?

По идее Кавказского дома, в нем не должно быть ни России, ни Ирана. Озвучивает идею Мишико, а автор другой. Этот другой считает, что кавказская общность требует регулирующей руки. В этой роли себя видят США. Если принять во внимание то, что речь инфантильного Миши в ООН является продуктом его американских советников, тотчас же придем к реальному автору идеи. Этот автор изобрел несколько лет назад т.н. ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) в противовес СНГ, но после краха Ющенко это объединение потеряло функцию противника России. Новая идея, точнее, реанимация старой, даже на уровне задумки содержит в себе риск конфликта, а не мира. Но что поделаешь – никак не могут успокоиться США и их подопечный – инфантильный Мишико.

Гамлет Чипашвили, специально для «ГРУЗИНФОРМ»