ПУБЛИКАЦИИ
GEORGIA MILITARY: «Броня крепка, и танки Миши быстры?»

1-georgia-militaryТбилиси, 7 июня, ГРУЗИНФОРМ. Военная  угрожающая риторика в грузинской политике актуализировалась относительно недавно, ну а  тенденция  за счет других наращивать военные мускулы проявилась значительно раньше. Не случайно в глобальном индексе миролюбивости, в который включены 158 стран,  Грузию от самой  незлобивой Исландии  отделяет 140 мест. По степени агрессивности  мы опередили Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Армению и  Азербайджан. За нами  - лишь Россия, несколько африканских стран, а также, разумеется, Ирак  с  Афганистаном.

Столь убийственная оценка опирается, надо полагать, в основном,  на события  августа 2008 года, когда страсть вооружаться при покровительстве первой державы мира обернулась войной, от которой нас отделяют  уже без малого четыре года.

Однако масштабная трагедия с достаточно большими потерями  не стала уроком ни для властей Грузии, ни для ее заокеанского патрона. Реально обанкротившаяся политика  милитаризации в чужой игре, по сути, уже с первых послевоенных дней приобрела лицо ремилитаризации (также,  предположительно, по подсказке  «американского политбюро»).

Практически уже через год после войны 08.08.08. Госдеп США  вынес в повестку дня вопрос о  продолжении поставок оружия  в Грузию под предлогом подготовки ее  Вооруженных Сил  к будущему  вступлению в НАТО. Вспомним, установка   вооружать маленькую виноградную республику на заре ее независимости  стала американо-грузинской прагматикой буквально через год - другой  после установления дипломатических отношений между Вашингтоном и Тбилиси, которым в нынешнем году исполнилось 20 лет. Понятно, Россия с этой площадки выдавливалась. А США, аргументируя свои действия  в связи с активным вооружением Грузии,  всякий раз напоминали миру  о том, что  стремящуюся в НАТО «молодую демократию» следует в военном деле  подтянуть до уровня североатлантического  альянса.

Не забыл об этой палочке  - выручалочке и  американский вице-президент Джо Байден в ходе тбилисского визита в том же – 2009-ом -  году.  Надавав кучу полезных  директивных советов  на все случаи жизни, второй человек  в руководстве  США  сообщил без всяких обиняков, что Вашингтон работает над "поддержанием в работоспособном состоянии" армии Грузии, планы которой по присоединению к НАТО он одобряет. Хотя высокопоставленный чиновник не забыл подчеркнуть, что действия Америки направлены лишь на  "планирование, тренировки и организацию".

Этот подход при всем при том   был задокументирован еще  в начале 2009 года в Соглашении о стратегическом партнерстве, предусматривающем, вместе со всякими разностями, кстати говоря,  и сотрудничество в сфере безопасности, а также (обратите внимание!) намерение расширять потенциал Грузии и усиление оперативной взаимосвязанности   с НАТО

Что и выполняется по сегодняшний день в активнейшем режиме. Причем,  дело дошло до того, что у Грузии появилась  далеко идущая  военная амбиция: во-первых, с помощью хозяев взвалить  частично на собственные плечи производство  военной техники, а во-вторых – к тому же  и выйти с  ее показательными образцами на мировой рынок оружия. В общем-то,  внутренняя пропаганда  легковерных озадачивает разумностью власти: и  новые рабочие места  вам на блюдечке  с голубой каемочкой,  и благодатные ручьи   валютных поступлений  в казну.

Самое же анекдотичное в  сложившейся ситуации то, что американские  высокопоставленные чиновники и ряд сенаторов продолжают свято верить, что оказание военной помощи Грузии не отразится на отношениях США с Россией. В арсенале политического пиара у  этих лиц , как у говорящей  птицы,  всякий раз на   устах одна и та же дежурная фраза:  уверены, мы продолжим политический диалог с Россией по поводу этих проблем.

Диалог-то, судя по всему,  имеет продолжение, а вот перезагрузка российско-американских отношений, начатая  на заре вступления в президентскую должность господина Обамы,  явно не преодолела точку замерзания.

И причиной тому, по многим прошумевшим фактам,  именно Грузия со своими военными амбициями, инициированными, скорее всего, с подачи  Вашингтона.

В данном случае важным представляется определение американского интереса к нашей стране, а также грузинской составляющей в области ремилитаризации после уроков   российско-грузинской войны.

Начнем с того, что американскую  заинтересованность Грузией ни в коем случае нельзя рассматривать без российского фактора для американцев.  В  фокусе заокеанских  политиков и военных стратегов эти две страны рассматриваются в одной связке, и, надо понимать, Грузия (во всяком случае)  у них  не пакетируется отдельно.

Американская империалистическая страсть нагнетать напряженность в различных концах света в силу  собственных стратегических и нестратегических интересов,  а также применять  по случаю  наисовременнейшее оружие не прошла  также мимо экспертов Института мира,  отведшим США  в своем рейтинге отнюдь не миролюбивое   85-ое место. По соседству с Китаем, Кубой , Ливией…

Годы,  прошедшие после войны 2008 года, по оценкам военных экспертов, свидетельствуют о том, что Грузии  за короткий  срок удалось не только восстановить  свой военный потенциал, но и шагнуть далеко вперед, благодаря финансовым вливаниям и  зарубежным    военным  поставкам. Что серьезнейшим образом осложнило обстановку в Кавказском регионе  и породило  предрасположенность к новым рецидивам военной агрессии. Самое же главное в этой ситуации, с нашей точки зрения, для США, а также  западных стран - сохранение очага напряженности в орбите интересов России .  Стране-сопернику, наращивающей свой экономический потенциал и   начавшей диктовать  условия ведущим странам мира,  приходится постоянно держать в южном регионе  значительную группировку сил. Военно-политическое противостояние с  США и другими западными странами  для России    весьма накладно и контрпродуктивно.  Не  исключено, что именно в текущем году будет предпринята  ключевая попытка для оптимизации обстановки на Кавказе и погашения очага напряженности. Здесь, скорее всего, могут быть предприняты многовекторные шаги, а также попытка  выйти на прямые отношения с Грузией после парламентских выборов.

А вот для  Грузии после визита  Госсекретаря  Клинтон оставлен лишь единственный вариант -  идти дорогой ремилитаризации. Тем более, что американская сторона  охотно поддерживает все президентские идеи   и прихоти в этом направлении. Хотя, будем откровенны, вряд ли есть необходимость в столь масштабном и бесперспективном вооружении страны, обескровливающем ее уже на протяжении семи лет? По самым скромным подсчетам, после российско-грузинской войны  вместе с довоенными бюджетами и боевыми потерями в различных инфраструктурных нишах, включая  «беженческие»   и территориальные  потери,  на ветер  пущено не менее 50-60 миллиардов долларов. В наше время потери   в результате  боевых операций  будут в разы больше. Тем более, ни теоретического, ни практического  шанса выиграть  войну  у нас нет. Уж больно несопоставимые величины - Россия и Грузия   с любой точки зрения, не могут их уровнять даже сверхмощные  военные и экономические вливания со стороны.

Тем более, опираясь на прагматику, в военной области у Грузии свои локальные задачи, и никоим образом ей не следует  выходить за рамки необходимого  военного регионального строительства и приготовлений. Кстати, подсказываемого необходимостью ближайшего географического окружения.

Гигантомания и  закладывание  в военный бюджет сотен и сотен миллионов  долларовом , а также  материальная подпитка из-за океана  вынуждают страну к совершению  « подвигов» в угоду чужим интересам. Это     на протяжении минувших восьми лет не позволяет моделировать  приемлемую  социальную политику в стране, поднимать уровень жизни и обеспечивать   беженцам  сносную жизнь

Примечательно, что в заявлении Госдепа США , опубликованном после визита госпожи Клинтон в Грузию, отмечается готовность Белого дома  помочь  Грузии в укреплении ее противовоздушной обороны и модернизации национальных воздушных сил. По сообщениям СМИ, в  итоговом заявлении, размещенном на сайте американского Госдепа, подчеркнуто: "Мы обсудили пути помощи Грузии в развитии своих возможностей по слежению за воздушным пространством и прибрежной полосой, а также улучшении навыков сержантского состава и командовании штабов бригад".

Обратите внимание:  речь о самых слабых грузинских сторонах минувшей войны. Именно авиация была во многом стержнем российского успеха, а грузинская  ПВО сработала  крайне неэффективно. Понимать сказанное следует не иначе как  подготовку к новому сражению под американским патронажем и исключение прежних ошибок. Стало быть,  в перспективе  заокеанские  военные и политики не исключают новую пробу сил между соперниками. Хотя, до крупномасштабных боевых действий дело, надо полагать,    не дойдет, поскольку  закавказский энергетический транспортный коридор,  по сценарию,  должен  работать без перебоев. Достаточно вспомнить, как бдительно следил Запад  за тем, чтобы российская авиация не  задела нити залегающих под землей   трубопроводов, или же по ошибке не сбросила бомбы на компрессорные станции.

Несомненно, сегодняшняя грузинская военная политика пишется за океаном. Ее цель поддерживать высокий накал грузино-российского противостояния со всеми текущими выгодами в пользу США Именно она подсказала дать зеленый свет выпуску грузинской техники и проводить численное увеличение военного контингента, как путем роста набора военных, так и за счет числа резервистов.

Грузия, практически не имеющая гражданских отраслей промышленности,  сама стала обеспечивать себя определенными видами вооружения. В текущем году были представлены БМП «Лазика», установки залпового огня, беспилотники.  А в  2011 году было выпущено, как говорят,  несколько десятков бронированных машин "Дидгори" на базе пикапов Ford. Президент Грузии Михаил Саакащвили  не устает  рекламировать  возможности грузинского военного производства. Однако у здравомыслящих  в этой связи всегда присутствует определенная доля скептицизма. Оппозиционер – миллиардер Бидзина Иванишвили  назвал эту «президентскую программу» популистской, поскольку в Грузии нет соответствующей развитой  промышленной инфраструктуры, необходимой для производства серьезной военной техники. Нельзя не согласиться, тем более, если вспомнить, как за прошедшие годы в  Грузии не удалось восстановить выпуск  грузовых машин  КРАЗов, тракторов «Риони» и много другой техники. Причем, на существующих производственных базах. Так что, сомнения относительно грузинского оружейного бума возрастают. Порождая  недоверие  к военной риторике в целом   и ее практическим составляющим. Разумеется,  Америка - большая и великая страна, она сделала много доброго для Грузии. Но почему за все годы (за 20 лет!) дружбы  жизненно важные экономические интересы Грузии  так и не стали точкой практического осуществления и остаются в тени, а военные прожекты, в общей сложности, с миллиардными затратами активно прокладывают дорогу в жизнь, и преимущественным образом уходят в песок.  Вот и хочется спросить госпожу  Клинтон, умеющую  ярко улыбаться и громко высказывать сомнительные сентенции: может ли нищая Грузия быть  маяком для других, демократической и продвинутой страной, когда, по неофициальным данным,  в стране более  40 процентов безработных , а месячное  пенсионное обеспечение  уже официально  составляет около 70 долларов США?