Журналист ГРУЗИНФОРМ Шорена Сихарулидзе побывала в Давид Гареджи, где встретилась с настоятелем лавры Давид Гареджи, архимандритом Илларионом (Чигладзе) и записала с ним интервью специально для нашего агентства.
- Отец Илларион, в первую очередь, хочу поблагодарить Вас, что нашли время для беседы с нами. Страсти в отношении лавры Давид Гареджи все еще не улеглись… Более того, общество, верующие считают, что эта огромная боль нации несправедливо замалчивается. Каково сегодня положение в Гареджи, в частности - в связи с монастырем Удабно?
- Сегодня положение, фактически, прежнее. После 21 мая (с.г. – ГРУЗИНФОРМ), когда мы вместе помолились, когда пришли верующие, духовные лица, епископы, фактически, положение не изменилось. В монастыре Удабно стоят азербайджанские пограничники. Мы все еще ждем решения этого вопроса…- То есть, положение такое же, как было до 21 мая?
- Нет, до 21-го азербайджанцы не допускали туда верующих и туристов. После 21-го они разрешили прихожанам зайти в монастырь. Но азербайджанские пограничники все еще стоят на территории монастыря...
- Только азербайджанские, или грузинские пограничники тоже?
- Вместе с азербайджанскими стоят и грузинские пограничники.
- Кстати, удивительное совпадение – 6-го мая, в праздник «Гиоргоба», когда монахи совершали праздничную литургию в честь святого Георгия, азербайджанцы заняли монастырь Удабно и объявили его своей территорией (другое «совпадение» - семибальное землетрясение на другой день - 7-го мая, на территории Азербайджана…). Мешала ли до этого азербайджанская сторона верующим и монахам входить в монастырь Удабно?
- Такая же проблема возникла в 2007 году, тогда произошло то же, что в этом году на «Гиоргоба», но тогда было достигнуто соглашение с азербайджанской стороной, что до урегулирования вопроса с границей духовные лица, верующие и туристы будут без проблем посещать монастырь Удабно. Но почему-то спустя несколько лет повторилось то же самое… До нас дошла информация, что в течение этих лет для разрешения проблемы Гареджи ничего не было сделано. Мы надеялись, что ведутся переговоры по вопросу монастыря Бертубани. При коммунистах, в частности, в период правления Джумбера Патиашвили, в повестке дня стоял вопрос об обмене Бертубани на другую, прилежащую к границе территорию, и мы должны были вернуть себе нашу святыню... Существует даже карта, составленная для этого. Но потом в Грузии начались беспорядки…
Все мы помним этот «черный» период, после этого в Грузии никак не урегулируется положение, и этому вопросу не уделяется должное внимание. Поэтому вопрос остался нерешенным и по сей день стоит остро. Мы надеялись, что наша власть продолжит переговоры относительно Бертубани и не теряем эту надежду - невозможно представить Бертубани территорией другой страны! Мы ждали ответа на этот вопрос, а в это время, вместо того, чтобы вернуть Бертубани, Азербайджан захотел и монастырь Удабно, на который ранее никогда не предъявлял претензию, там никогда не стояли азербайджанские пограничники и на этой территории с нашей стороны всегда шли реставрационные работы! В 80-х годах там интенсивно работали наши ученые и у них никогда не возникали проблемы…
Если вспомнить историю, в 1918 году было совершено нападение с азербайджанской стороны. Тогда азербайджанские пастухи и вооруженные лица ворвались, избили монахов, оскорбили святыни. Как известно из тогдашних записей, они заявляли, что это - их территория!..
Это был еще более «черный» период нашей истории, к сожалению, этот «черный» период в нашей стране никак не закончится и сегодня мы так же теряем святыни, земли предков, но не надо терять надежду, что эти территории обязательно будут возвращены Грузии! Конечно, этот вопрос нелегко будет решить, но мы не теряем надежду…
- Отец Илларион, когда азербайджанская сторона заявила первую претензию непосредственно на монастырь Удабно? До этого с их стороны были попытки?
- Когда в 2007 году впервые произошел такой инцидент и начались переговоры, азербайджанская сторона представила карту, на которой государственная граница проходила за пределами монастыря Удабно. Монастырь Удабно явно был в составе Грузии – это по их, азербайджанской карте! Но, к сожалению, члены нашей государственной комиссии положили такую карту, на которой граница была обозначена так, как сегодня требует Азербайджан!
- Не поняла… Как же это, Азербайджан своей картой «доказал», что монастырь Удабно принадлежит грузинам, а представители нашего государства предъявили карту, которой, фактически, подарили эту территорию Азербайджану?!
- Наша вина именно в том, что налицо - безответственное отношение к такому национальному вопросу! Когда азербайджанская сторона увидела, что наши разговаривали с ними по этой карте, само собой, у них появилась претензия на монастырь Удабно. Мы сами доказали, что Удабно принадлежит им! Более того, представители нашего государства, министры и их заместители вышли и заявили, что это – азербайджанская территория! После этого какой спрос с азербайджанцев?! Когда официальное лицо государства выходит и громко заявляет, что это - территория Азербайджанского государства, естественно, азербайджанцы поставили бы там своих пограничников! Подход сегодняшней власти Грузии к теме Гареджи - очень несерьезный, не национальный и преступный! Да, прямо так и говорю – преступный! Во всяком случае, до сих пор было так… а сейчас ждем… Посмотрим, что будет.
- Отец Илларион, если Бертубани «принадлежит» Азербайджану, выходит, законным было задержание азербайджанцами несколько дней назад тех гареджских монахов, которые хотели перейти в монастырь Бертубани…
- Дело было немного по-другому. Наши перешли туда с соблюдением всяких правил, прошли таможенный терминал и паспортный контроль. Более того, у них была даже страховка. Все, как подобает отношениям между двумя цивилизованными государствами. Но азербайджанская сторона выдумала какие-то причины для того, чтобы у духовных лиц впредь не возникло желание войти туда!.. И не только у духовных лиц, но и у обычных граждан Грузии. Они прекрасно знают, что это- наш монастырь, наша территория, наша история и культура. Присваивая его, они не хотят, чтобы там появился грузин и, тем более, духовное лицо. Это была провокация, искусственно устроенная с их стороны, что вышло у азербайджанцев очень плохо, не по-дружески, так как законной причины для задержания наших духовных лиц не существовало.
Их пропустил таможенный контроль, впустили пограничники, и военные их приняли, да еще чаем угостили! А после этого, наверное, получили какие-то инструкции сверху… Наши духовники сказали, что «они явно колебались и не знали, что делать, так как ждали указаний «сверху», видимо, кто-то «сверху» (я не могу назвать это «сверху»…) приказал – отпустите их так, чтобы больше там не появлялись! В этом смысле они поступили по варварски. Азербайджанская сторона сама совершила преступление по отношению к нам – если не было разрешения на вход, почему вообще впустили?! Наши не вторгались силой, их впустили пограничники, у них и визы в паспортах поставлены!
- Верю, что наши духовные лица не стали бы незаконно пересекать границу другого государства… Мне известно, что у Бертубани азербайджанцы построили военную базу. Сколько времени существует эта база?
- Примерно 10 лет. Азербайджанцы построили ее в нарушение всяких правил, так как, насколько мне известно, пока граница не установлена и ведутся переговоры, возводить там военные строения недопустимо. А они построили эту базу до установления границы, то есть навязали нам свою претензию, значит, они уже считают, что это их территория и вопрос не подлежит обсуждению. Если бы они думали, что вопрос до конца не урегулирован, не посмели бы ничего там построить. И с нашей стороны должно было последовать соответствующее реагирование. К сожалению, так не случилось… И я думаю, что рано или поздно кто-то за это ответит…
- Господь всех рассудит… Святейший часто нам напоминает, что «Родина одна, как и Бог»… И никому не простится такое безответственное к ней отношение, отчуждение каждой пяди Родины! Той земли, которая пропитана святой кровью 6 000 гареджийских монахов… Отец Илларион, когда мы разговаривали, я сказала: говорят, что Гареджи – это Тебаида грузин, а Вы ответили, что он - больше Тебаиды…
- Конечно, нельзя сравнивать друг с другом святые места, но я исходил из нашего исторического предания, по которому после паломничества отца Давида Гареджийского в Иерусалим треть Благодати Иерусалима находится в Гареджи. Возможно, кое-кому говорить об этом в плане богословия покажется даже «забавным», но это - наше историческое предание и, если можно так сказать, красивый пассаж нашей монастырской жизни. Поэтому для нас, грузин, Гареджи больше, чем Тебаида! Мы верим, что треть Благодати Иерусалима находится у нас…
- Наверное, поэтому Гареджи – особая боль и любовь грузин, это как будто сакральное место для нас… Вы, подвизавшиеся там духовные лица, особенно чувствуете это – вы, проведшие сотни ночей в молитвах за Грузию, за весь православный мир! Поэтому вы и возвысили голос сейчас, когда мы теряем Гареджи, и призвали людей к пробуждению. Однако в одном из журналов («Табула») Вас обвинили в том, что вы призывали народ к войне. С журналистом, который сказал об этом в интервью с духовным лицом, согласился и священник, «наставляя» Вас, что так нельзя… Наверное, Вам очень больно из-за этого…
- Призвание к войне очень тяжелое обвинение в мой адрес! Я сам удивился, прочитав это. Не знаю, где услышал, или увидел тот журналист, что я призывал людей к войне, откуда взял попытку провоцирования войны с моей стороны. Просто, в одном из интервью я отметил, что пока вопрос подлежит обсуждению и является предметом переговоров, его можно решить путем переговоров, но если будет установлена граница между двумя государствами, произойдет демаркация и делимитация, существующую границу признают и одно, и другое государство и ничего не изменится! После этого мы уже не сможем вернуть эту территорию мирно и единственным путем остается война...
Уточню - я не говорил, что мы должны начать войну, я сказал: «Чтобы не было войны, пока вопрос можно урегулировать переговорами, решим эту тему мирно!». Несмотря на это, если вопрос дойдет до темы войны, тогда что это за государство и зачем ему армия, если не защитит свою территориальную целостность?! Хочу спросить у того журналиста – что произошло в 2008 году? Мы не воевали?! Несмотря на то, что в этой войне мы проиграли (хотя, возможно, некоторые верят, что мы победили и, может быть, в это верит и тот журналист, но я знаю, что мы потерпели поражение!)… Так, мы ведь все же воевали?!
Что касается комментариев – лично я никогда не буду комментировать тему, которую не знаю. Не хочу оклеветать кого-то, возможно, тот священник и не говорил это. Но если действительно сказал, конечно, мне было очень больно – мы сыновья одной церкви и говорим «Христос с нами!». Но тогда мы должны хотя бы учитывать, что когда о брате говорят - вот он сказал так-то, я бы ответил: «Не знаю, не слышал собственными ушами, спрошу его и обязательно лично ему выскажу свое мнение».
- Отец Илларион, я давно Вас знаю и никогда не слышал от вас милитаристических заявлений…
- Нет, я по натуре пацифист, никакой войны!
- Хочу провести историческую параллель с сегодняшним днем – в 80-х годах я была ребенком, но хорошо помню, что национально -освободительное движение началось с темы Гареджи. Возможно, кому-то эти слова покажутся смешными, или излишне мистическими, но я во всем вижу Божью волю. Может, сегодняшнее состояние Гареджи - та пощечина, которую мы получили от Господа для протрезвления?
- Совершенно с вами согласен, без Божьей воли и Божьего допущения даже волос не упадет с головы человека! Само собой разумеется, что страна не потеряют такую святыню, если нация не обречена на это. Я сам, недостойный настоятель этой Святой лавры, чувствую свою долю ответственности. Наверное, на всем этом отразились и мои грехи… Если мы не будем достойны этой святыни и будем только хвастаться, что здесь находится треть Благодати Иерусалима, у нас отнимут эту Благодать так же, как в свое время отняли избранность у живущих в Иерусалиме людей, которые не приняли Мессию и не признали Иисуса Христа… Точно также, если мы не покаемся и не будем достойны перед Богом, лишимся этой Благодати, потому что Благодать не остается там, где властвует грех.
Разумеется, в Священном писании сказано: «Где умножается грех, там преизобилует благодать», но это происходит после раскаяния, когда человек вникнет в глубины своего греха и покается от всего сердца. Наверное, этого ждет от нас Господь, чтобы вернуть нам свою милость.
- Вы сказали о своей доле ответственности, однако и у нас, обычных граждан этой страны, есть своя ответственность – то, что не сделали или не смогли сделать, смолчали о зле, жестокости, разрушении храмов, строительстве рядом с Патриархией казино, о Будда -баре в Тбилиси, выстроенном на месте убиения ста тысяч мучеников, о таком засилии содом-гоморцев… Наверное, мы все вместе – миряне и духовенство – заслужили сегодняшний день Давид Гареджи. Какой тот великий грех, в котором мы должны покаяться? Где спасение?
- По правде говоря, обсуждение проблемы, которую должна совместно решать вся нация, выходит за рамки моей компетенции, как монаха, но я бы сказал, просто - каждый человек должен победить зло в самом себе, так как человек – властелин самого себя! Все должны начать исправление с себя, это - основа…
А остальное, с Божьей помощью, само придет и уляжется. Все то, что Вы перечислили, плод того духовного состояния, в котором находится наша нация. Ведь нация – это общность людей! И я должен начать с самого себя и взять свою долю ответственности в отношении этого вопроса, так как сегодня я называюсь настоятелем этого монастыря и, по сравнению с другими, на меня налагается более высокая ответственность перед Богом…
- Отец Илларион, нашу беседу прочтут и русскоязычные читатели, что Вы им скажете?
- В первую очередь, благословляю их молитвой отца Давида Гареджийского из лавры Гареджи. Я желал бы, чтобы наша дружба, духовное братство и единство во Христе не исчезли! Пусть любовь Христова будет основой взаимопонимания между нами. Благослови вас всех Господь, да пребудет с вами мир и духовная радость, аминь!
Беседовала Шорена Сихарулидзе
ГРУЗИНФОРМ